Аналогия закона и аналогия права предусмотрены с целью временного устранения правовых пробелов. В первом случае при разрешении дела основываются на норму, рассчитанную на регулирование подобных общественных отношений. Аналогия права представляет собой решение определенного дела в соответствии с общими принципами права, отрасли либо института данной дисциплины.
Аналогия закона и аналогия права предусмотрены с целью временного устранения правовых пробелов. В первом случае при разрешении дела основываются на норму, рассчитанную на регулирование подобных общественных отношений. Аналогия права представляет собой решение определенного дела в соответствии с общими принципами права, отрасли либо института данной дисциплины.
Использование подобного акта указывает на то, что в законодательстве отсутствует конкретная норма, которая могла бы быть применена к данному случаю. Однако предусмотрены похожие положения, в соответствии с которыми данное дело может быть разрешено юридическими методами. Например, в законодательстве регулируется порядок проведения тотализаторов, лотерей и прочих игр, основанных на риске. Но не все вопросы данной категории управляются нормами этого института. В связи с этим если, например, человеку в качестве выигрыша была передана вещь ненадлежащего качества (с недостатками), то спор, который может возникнуть, будет решаться с использованием правил обмена товаров, которые приобретены в условиях розничной торговли.
Аналогия права и аналогия закона в ряде случаев прямо предусмотрена в самом законе. Например, в соответствии со статьей 778 ГК к срокам и стоимости выполнения работ технологического, опытно-конструкторского, научно-исследовательского характера применяются положения статей 738, 709 и 708 ГК, то есть предписания, в соответствии с которыми осуществляется регулирование отношений по договору подряда.
Аналогия права может применяться в случае, если это прямо разрешается законодательством. Недопустимо ее использование в решении административных вопросов. Это связано с тем, что представления, формирующиеся у тех или других должностных лиц о несходстве или сходстве, могут различаться. Соответственно, могут быть разными и сделанные выводы. В этом случае есть опасность возникновения произвола, который может, в свою очередь, привести к беззаконию. Нормальным исходом для укрепления законности считается прекращение дела в том случае, если выяснится, что деяния привлекаемого не нарушают предписаний.
В противном случае разрешение конфликта осуществляется гражданскими, гражданско-процессуальными нормами. В статье 6 ГК закреплено положение о том, что в случае, если отношения не регулируются прямо гражданским законодательством либо соглашением и применимый к ним деловой обычай отсутствует, и если нет противоречий содержанию этих отношений, используются сходные нормы. Если же использование подобных норм не представляется возможным, обязанности сторон при этом устанавливаются в соответствии с общим смыслом и началами гражданского законодательства. Применяется, таким образом, аналогия права.
Для правильного использования подобных норм следует соблюдать определенные условия. Так, аналогия права может применяться к общественным отношениям, хотя бы в самой общей форме относящимся к сфере правового регулирования. Необходимо отметить, что грубейшим нарушением будет считаться применение подобных (схожих) норм при наличии акта (нормы), прямо регулирующей отношения. При использовании аналогии необходимо тщательно анализировать законодательство, в результате чего решается вопрос об использовании подобных норм. При этом сходство должно определяться в общих формах, а расхождение должно быть в деталях. Использование аналогии требует мотивированного объяснения причин.
К особому варианту подобия норм относят субсидиарное использование положений. Оно представляет собой применение норм одной отрасли или института права к отношениям, которые регулируются другой отраслью (или институтом).