Статья о том, почему Коломойский стал губернатором Днепропетровской области, мнение автора может не совпадать с редакционной политикой нашего ресурса, мы предоставляем возможность публикации, не более.
Соломон, глава Венского дома семейства Ротшильдов, был символом стабильности и благополучия Австрийской империи.
«В октябре 1845 года он отправляется во Франкфурт на очередной семейный совет. В это время резко падают цены на Венской бирже.
Глава правительства князь Меттерних пишет паническое письмо Соломону и требует его немедленного возвращения в Вену.
Соломон возвращается. Цены стабилизируются.
Физического присутствия Соломона в Вене оказалось достаточным для полной стабилизации обстановки», — пишет историк Фредерик Мортон в книге «Ротшильды. История династии могущественных финансистов».
Не хочу нагнетать пафос, но память подбрасывает еще один пример: Сталин, не покинувший Москву в октябре 1941 года. Сам факт его присутствия влиял на уверенность защитников столицы и помогал стабилизации фронта.
Игорь Коломойский мог продолжить наблюдение за украинской революцией из женевского пригорода, но 2 марта 2014 года он согласился принять на себя неблагодарную роль главы Днепропетровской области.
Сам факт его согласия — мощный сигнал украинскому и мировому бизнесу о том, что второй из богатейших людей Украины верит в эту страну, в ее экономику, финансовую систему и доверяет новому политическому руководству.
Когда гривна теряет четверть своей стоимости за месяц, когда население штурмует банки и требует вклады, только хладнокровие Коломойского и его личный приход в новую власть могут остановить панику.
Его с Геннадием Боголюбовым Приватбанк — крупнейший частный банк страны с миллионами частных вкладчиков. Народ в растерянности, и в этот момент революционного разброда и шатания Коломойский демонстративно встает под жовто-блакитный флаг.
Когда в феврале я брал в Тель-Авиве интервью у Геннадия Корбана, бежавшего из Украины из-за недружественных к режиму Януковича действий, то этот видный днепропетровский бизнесмен трижды произнес на разный лад одну и ту же мысль: попросите «старых олигархов» — и они общими усилиями наведут порядок в стране.
В этом интервью Корбан противопоставлял «старые деньги» (его собственное выражение) «новым деньгам» свежеокуклившихся магнатов из семьи Януковича.
Старые деньги — от реального бизнеса, создания в стране тысяч рабочих мест и продвижения украинских товаров на экспорт, новые — от наглого ограбления госказны, распила бюджетных тендеров и выведения «бабла» за рубеж. Ну прямо-таки былинное Добро против сказочного Зла, белое против черного.
Ясное дело, что близкий к Коломойскому Корбан отождествлял своего патрона с силами Добра. И, судя по итогам Майдана, Добро таки да — победило Зло. Корбан сейчас снова в Днепропетровске, и явно в фаворе при новой власти.
Олигарх Игорь Коломойский — не только один из фактических «бенефициариев» («выгодоприобретателей», как пишет Википедия) Второй Майданной революции. Сегодня он — один из немногих реальных спасителей Украины.
Лозунг ультранационалистов «Бандера прийде — порядок наведе» сегодня, в горьких реалиях преддефолтной и атакуемой Путиным Украины звучит иначе: «Коломойський прийде — порядок наведе». Хотя бы в масштабах индустриального Приднепровья, а там, глядишь, и по всей Украине.
Удивительное дело: именно он — склоняемый на всех медиа-углах олигарх, акула бизнеса и меценат еврейской общины, отремонтировавший тоннели вдоль Стены плача и возродивший из руин старинную синагогу «Хурва» в Старом городе Иерусалима, именно он выступает в Украине как государствообразующий и государствоскрепляющий фактор.
Именно поэтому Коломойский стал «доктором по прочистке мозгов» мэра Харькова Геннадия Кернеса, который после короткого, но явно матерного диалога в Женеве внезапно вылечился от сепаратизма и стал поборником единой Украины.
Парадокс истории: днепровско-женевский еврей в марте 2014 года стал гарантом украинской цельности, стабильности и независимости.
Кстати, о гражданстве. В условиях нынешнего обвала и хаоса украинский политикум даже забыл о любимой погремушке своих «охотников за ведьмами» — теме иностранного гражданства у высших чиновников и депутатов.
Коломойский открыто декларировал, что он израильтянин, и это не стало помехой его назначению на пост главы ОГА. Тут уже не до цвета обложки паспорта — страну спасать надо.
И здесь нет ничего общего с чукотским губернаторством Романа Абрамовича. Одно дело дотировать из своего кармана 50-тысячную Чукотку, и совсем другое — содержать трехмиллионную передовую область.
Сможет ее спасти — станет настоящим героем Украины, не сможет — тогда ему припомнят все, включая израильский паспорт и еврейские корни.
Игорь Валерьевич известен как человек с нестандартным мышлением, и его приход в руководители области явно им просчитан. Очевидно, что Коломойский вправе ожидать преференций от новой власти — если только она устоит.
Владимир Путин с Российскими банками ему таких преференций не дадут — у них свои аппетиты, и они сами захотят всем владеть. Таким образом, фактор Коломойского — это олигархический национализм в чистом виде, когда крупный бизнес Украины сплачивается для противостояния экспансии извне.
В октябре 2011 года я смог взять большое интервью у Коломойского в Киеве, на закрытом банкете после съезда Объединенной еврейской общины Украины, которую возглавляет Коломойский. Мы затронули тогда в разговоре много тем — политика, история, современный Израиль и Барак Обама.
Даже поговорили о тексте гимна Украины. Один из моментов этого диалога не вписывался в общую канву, и я тогда не включил его в текст интервью. Публикую этот отрывок впервые.
Ш.Б.: — Путин идет на третий президентский срок, и эксперты говорят, что его политика в отношении Украины будет еще более активной в плане продвижения крупного Российского бизнеса, особенно в восточной Украине. Чувствуете ли вы такую угрозу?
И.К.: — Сегодня мы вообще не видим никакой экспансии и никакой активности Российского бизнеса. И я не очень уверен, что у них есть такие мысли и такие желания. Мы этого не ощущаем.
Если Российские банки кредитуют украинские предприятия, то они обеспечивают эти кредиты залогами и гарантиями. И если наступает дефолт, и предприятия не рассчитываются по кредитам, то банки имеют возможность получить залог и выставить его на продажу.
Но покупателем этого бизнеса может стать и русская, и другая иностранная компания. Поэтому утверждения о том, что Внешторгбанк или другой русский банк — Альфа-банк или Сбербанк — являются проводниками экспансионистской политики, — это преувеличение.
Сегодня, на фоне битвы за Крым и попыток водрузить триколоры России на административных зданиях восточной Украины, мне будет очень интересно узнать у Игоря Валерьевича: продолжает ли он быть таким же спокойным в отношении Российской бизнес-экспансии в Украине.
Оригинал статьи: Почему Коломойский стал губернатором Днепропетровска (фото автора, Шимона Бримона, Израиль)